Мнение тульского правозащитника.Как сообщили тульские CМИ, за полгода в суды Тульской области поступило почти 10 тысяч административных дел, связанных с нарушениям масочного режима. Правозащитник Алексей Власов считает, что региональные правовые акты, в соответствии с которыми выносили решения о штрафах, противоречат федеральному законодательству. 8 причин для отмены решения о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ:
1. Протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченым лицом.
В соответствии с абз. 2 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” “акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации”.
Поскольку Распоряжение Правительства РФ от 12.04.2020 N 975-р противоречит требованиям абз. 2 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, оно не подлежит применению, а как ненормативный акт не может устанавливать права и обязанности индивидуально-неопределенного круга должностных лиц.
В связи с тем что Распоряжение Правительства РФ от 12.04.2020 № 975-р не подлежит применению, перечень должностных лиц, уполномоченных п.18 ч. 5 ст. 28.3 КоАП не определен и должностные лица органов МВД не наделены полномочиями по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях.
В связи с тем что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, производство по делу об административном правонарушении подлежит отмене
2. В материалах дел об административном правонарушении отсутствует определение о проведении административного расследования, чем грубо нарушен процессуальный порядок возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27, 20.6.1 настоящего Кодекса, проводится административное расследование.
Вопрос обязательности проведения административного расследования по делам об административном правонарушении возбуждаемым по ст. 20.6.1 КоАП РФ, рассматривается в вопросе № 20 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 (Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 года).
3. В “стандартном” протоколе об административном правонарушении, который составляют неуполномоченные лица – сотрудники полиции, неверно изложены обстоятельства дела.
В протоколе об административном правонарушении указаны следующие “правила”, которые якобы нарушило лицо, привлекаемое к административной ответственности
п.п. “ф” п.1 ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ
ф) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом “а.2” статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом “а.1” статьи 10 настоящего Федерального закона.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не препятствовало установлению дополнительных правил обязательных для исполнения. В материалах дела не зафиксированы его действия по препятствованию издания Указа Губернатора Тульской области, равно как и препятствование Правительству Российской федерации издать постановления о введении правил поведения. Утверждение о том, что он нарушил п.п. “ф” п.1 ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ – голословны.
п.З Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N° 417, гласит:
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
В протоколе об административном правонарушении не указано, каким именно образом был нарушен общественный порядок и в чем выражались антиобщественные действия.
4. “Режим повышенной готовности” не распространяется на физических лиц.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”
режим повышенной готовности – это режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, это порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами.
То есть режим повышенной готовности адресован органам управления и силам государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и определяет режим работы, порядок организации деятельности и проводимые ими мероприятия.
Исходя из системного толкования законодательства при режиме “повышенной готовности”, Указ Губернатора Тульской области распространяется на органы управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и не распространяется на граждан (физических лиц).
5. “Режим повышенной готовности” не вводит правила проживания не устанавливает особенностей проживания населения. При принятии ограничительных мер требовалось вводить “карантин”, в связи с коллизией права и применения “специальной нормы”
“Режим повышенной готовности” – это режим, в котором работают органы управления (сил государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций)
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” не устанавливает особенностей проживания населения.
В силу изложенного, этот Федеральный закон не может быть основанием для введения особых условий и режима проживания населения в случаях опасности распространения инфекционных заболеваний.
Верховный Суд в своем решении № ГКПИ 01-1167 от 07.08.2001 года прямо указал, что “при наличии специальной нормы, регулирующей конкретные отношения, применяются положения этой специальной нормы”. В Определении Конституционного Суда № 199-О от 05 октября 2000 года, указано, что “в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы”.
В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Вопросы здоровья населения регулируются специальным з Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”
В соответствии с п. 2 ст. 31 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Ни указом Губернатора Тульской области, ни Постановлением правительства Тульской области ограничительные мероприятия (карантин) на территории Тульской области не вводился.
6. В нарушение Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” Органы государственной власти не приняли нормативный документ устанавливающий обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации
В соответствии с подпунктом у) п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правила должны быть установлены отдельным нормативным документом, ни Указа Губернатора Тульской области, ни Постановления Правительства Тульской области с перечнем правил, обязательных к выполнению не принималось.
7. В Уставе Тульской области законодательно не закреплено, в чей компетенции находится принятие обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности
Правительством Тульской области принято Постановление правительства Тульской области от 16.03.2020 N 112 “О введении режима повышенной готовности” (далее Постановление 112), где указаны некие правила поведения я, в частности в п. 2 есть предписание Лицам, прибывшим на территорию Тульской области после возвращения из-за рубежа:
В цитируемом “Постановлении 112” не предписывается, обязательное ношение масок и запрет на посещение определенных мест.
Таким образом, либо Указ губернатора Тульской области от 16 марта 2020 года № 12 “О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области” с его последующими изменениями был принят незаконно, либо Постановление правительства Тульской области от 16.03.2020 N 112 “О введении режима повышенной готовности”.
8. Ношение средств индивидуальной защиты обязательно только при невозможности соблюдения “социальной дистанции” в 1.5-2 метра.
П. 3 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N° 417 устанавливает ответственность за нарушения:
1. требований законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
2. требования законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Таким образом положения Указа Губернатора Тульской области от 30.04.2020г. № 41, на который ссылается суд, не могут выходить за рамки указанных требований.
Правила, обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации не могут быть произвольными и должны корреспондировать к соответствующим нормам законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и не противоречить ст. ст. 2,18 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”
Граждане обязаны:
– выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
– не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
П. 4.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 “Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” вводит мероприятия для профилактики короновирусной инфекции.
Мероприятиями, направленными на “разрыв” механизма передачи инфекции, являются:
– соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
Если действия лица, привлекаемого к административной ответственности, не повлекли за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, не способствовали распространению короновирусной инфекции нового типа, а а именно – дистанция между привлекаемым к административной ответственности и иными гражданами была от 1,5 до 2 метров, то отсутствие средств индивидуальной защиты не является административном нарушением.
За что можно и нужно привлекать к административной ответственности.
Являются административными нарушениями, отсутствие средств индивидуальной защиты в случае невозможности обеспечения социальной дистанции, что приводит к реализации механизма передачи инфекции
1. Нахождение без средств индивидуальной защиты в торговых точках
2. Нахождение без средств индивидуальной защиты в общественном транспорте
3. Нахождение без средств индивидуальной защиты на рабочем месте и в публичных организациях (здания суды, органов власти, полиции)
4. Нахождение в месте проведения массовых публичных мероприятий.
Поскольку такое поведение гражданина нарушает общественный порядок, и он осуществляет действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Не может правительство сохранять здоровье гражданина вопреки желанию гражданина. Защищать других граждан от безрассудных действий отдельных представителей общества – может. Насильно делать здоровым – нет.
Алексей Власов член регионального Совета Общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей “Голос”