Сенаторы задумали вразумить интернет-активистов
Фото: Наталия Губернаторова
«Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», — мечтал поэт. И, похоже, грезы Владимира Владимировича вот-вот станут реальностью. Владимира Владимировича Маяковского, естественно, а не того, про которого, возможно, некоторые подумали. Хотя у полного тезки, судя по всему, принципиальных возражений на этот счет тоже нет. Вряд ли бы иначе сенатор Андрей Климов оповестил общественность о том, что законопроект о признании физических лиц иностранными агентами может стать законом уже до конца этого года.
Упомянутый документ, вносящий поправки в законы «О средствах массовой информации» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», прошел через первое чтение еще в январе 2018-го. Но почти два года о законопроекте не было ни слуху, ни духу. Стало уже казаться, что инициатива тихо почила в бозе. Но, как пел Егор Летов, «все идет по плану». Отчего-то, кстати, вспомнились и другие строки хита: «Над родною над Отчизной бесноватый снег шел. Я купил журнал «Корея», там тоже хорошо. Там товарищ Ким Ир Сен, там то же, что у нас…» Любые совпадения, кроме атмосферных осадков, следует, естественно, считать случайными. Никто ведь из слуг народа не почувствовал себя обиженным? Ни и слава богу!
Крайне осторожно высказываться теперь придется не только журналистам, но и любому гражданину, «распространяющему предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Точнее, не так. За своим языком пользователям соцсетей и видеохостингов, к коим относится, наверное, уже большинство людей, не чуждых глобальной Сети, и сегодня приходится следить более чем внимательно. Ибо — полицейские и суды не дадут соврать — очень пристально следят за ними. Шаг в сторону приравнивается к побегу из российского правового поля и неотвратимо карается по законам военного… тьфу, конечно же, согласно сбалансированному и гуманному российскому законодательству.
Но то, как выясняется, были цветочки. Теперь любителям сетевого лова лайков лучше, простите за каламбур, вообще от греха свернуть удочки. Согласно законопроекту, «иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента» признаются лица, отвечающие следующим критериям: 1) делящиеся каким бы то ни было контентом с неограниченной аудиторией; 2) «если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников».
Рамки эти столь широки, что позволяют при желании и умеренной фантазии взять по подозрение практически все наличное население Российской Федерации. Такое, к примеру, российское юридическое лицо, как Минфин, регулярно осуществляет заимствование на внешнем рынке — в виде продажи долговых бумаг и тому подобных операций. Между тем редкий житель России никогда не получал денежных средств из «указанного источника». Ну а таких, кто никогда не делился с окружающим миром «аудиовизуальными и иными сообщениями», невозможно себе представить даже теоретически.
Ну а блогер, проживающий за границей либо же связанный с ней хотя бы самой тоненькой финансовой ниточкой — через внуколюбивого американского дедушку, щедрого поклонника-фолловера, рекламодателя, — вообще, по идее, не жилец в этой затеянной государством Mortal Combat.
Но, конечно, наша власть достаточно мудра, чтобы не приравнивать к иностранному штыку перо гламурных инстраграм-блогерш и блогеров. Хотя некоторых, пожалуй, и следовало бы привлечь — за преступления против разума и здравого смысла. Но нет, привлекать будут, напротив, чересчур умных. Раскачивающих лодку.
Для справки: «нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента», карается сегодня наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Впрочем, даже для контроля за этой частью блогосферы государству придется сильно раскошелиться. Как ни велик нынешний штат блюстителей закона, справиться со всеми, кто делится в Сети «несвоевременными мыслями», и тем более отследить все денежные ручейки, впадающие в их кошельки, им будет крайне сложно.
Но дорогу осилит идущий. Получилось же в свое время у французских учителей наших охранителей, о чем свидетельствует известная песня: «У нас в стране на каждый лье по сто шпионов Ришелье, Мигнет француз — известно кардиналу…» Любые аналогии опять же следует… Ну, вы поняли.
Андрей Камакин, «Московский комсомолец»