Послушайте добрый совет: если вы прилично одеты и производите впечатление более-менее обеспеченного человека, вам лучше не появляться на улице нетрезвым. Заберут полицейские и заставят платить за медицинские услуги. Ладно, может не прямо сейчас, а когда примут внесенный в Госдуму четырьмя сенаторами и четырьмя депутатами закон о вытрезвителях.
Я поначалу обрадовался появлению этого закона. Его ждали и дело, в принципе, реально полезное. Но потом почитал законопроект. Он не про оказание помощи тем, кому действительно плохо. Он про зарабатывание денег на нетрезвых гражданах.
Основных проблем две. Первая – органы госвласти субъектов федерации и органы местного самоуправления не имеют права организовывать вытрезвители. Вторая – затраты на оказание в них услуг не входят в Программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. А значит это незаконное расходование бюджета. Новый законопроект эти проблемы вроде как решает. Но.
Но решает их путем государственно-частного партнерства. В самых общих чертах — вытрезвители будут частными лавочками. Как все это будет работать, по каким правилам — все эти ключевые вопросы депутаты традиционно отдали на откуп правительству.
Не будем сейчас углубляться в вопрос о том, с какой скоростью (черепахи победят) у нас выходят подзаконные акты. Не будет говорить об их качестве и правоприменительной практике, способной извратить даже благое начинание.
Поговорим о… камерах видеофиксации на дорогах. Это как раз государственно-частное партнерство. Государству было дорого ставить камеры. Решили – пусть их ставят частники, получающие с каждого штрафа свою долю. Благое же дело. Но по правилам камеры должны ставить на участках с высокой аварийностью. А на самом деле, и это знает любой автомобилист, ставят пачками там, где можно собрать больше штрафов. Сколько денег и куда уходит — не известно. Частный бизнес быстро нашел офшоры и прочие лазейки. Снижается ли из-за частных камер аварийность — вопрос. Дошло до того, что Генпрокуратура на днях заявила о проведении проверки законности установки частных комплексов фотофиксации.
А теперь о вытрезвителях. Вытрезвители, по задумке наших депутатов, напомню, будут государственно-частными. И им нужно будет зарабатывать. То есть выписывать счет протрезвевшим клиентам. Клиентов должна привозить полиция. А клиентами, по закону, должны становиться граждане «утратившие способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке».
Вы уже видите здесь схему обогащения? Чем больше платежеспособных нетрезвых граждан привезет наряд, тем больше он черным налом получит от хозяина вытрезвителя. И гражданин, шедший из бара домой слегка пошатываясь, потом сколько угодно может доказывать, что он не терял способность «ориентироваться в окружающей обстановке». Офисные центры, например, в пятницу вечером станут рыбным местом для полиции — лови планктон и зарабатывай.
А люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, так и продолжат умирать. Какой доход вытрезвителю с забулдыги? Пусть дальше в сугробе замерзает. Таких, умерших от переохлаждения на улице, в год в России насчитывается от 8 до 10 тысяч.
А нетрезвых граждан за прошлый год выявили в общественных местах более миллиона. Хороший рынок. Прибыльный. При чем тут помощь людям?