Мыслить позитивно: рецепт не для всех
Мыслить позитивно — это главное! В этом сила! Подобный тезис звучит сегодня из каждого утюга, каждый второй пост в соцсетях — ровно об этом. Ищите во всем светлую сторону! Нельзя мотивироваться страхом! Хочешь быть счастливым — думай о счастье! Визуализируй успех!
Откуда же пошла позитивная психология? Сам термин вбросил известный американский психолог Абрахам Маслоу еще в 1964-м. А его коллега Мартин Селигман в 1998-м начал активно продвигать этот подход в США. Он был президентом Американской психологической ассоциации, поэтому идею быстро подхватили газеты, она начала внедряться в практику психотерапевтов… Прошло немного времени — и вуаля: она стала новым стандартом «здорового мышления».
Люди разные. Для некоторых нормально строить свою мотивацию на контролируемом страхе будущего. Психолог и писатель Юлия Норем в книге «Позитивная сила негативного мышления» провела прекрасное исследование. В частности, она показала, что если подобных защищающихся пессимистов «выдернуть» из их пессимизма, то их эффективность и работоспособность падают в разы.
Просто представьте себе, что у вас больше нет дедлайнов. Вас ничего не подстегивает. У многих, скорее всего, темп работы снизится. Действительно, зачем делать сегодня то, что можно отложить на завтра…
Есть и другое важное наблюдение. У 75% людей, попавших в действительно серьезную катастрофу — землетрясение, ДТП, пожар, военные действия, — не развивается посттравматический синдром. А у многих появляется даже эффект посттравматического роста. В 1973-м клинический психолог Пол Мил высмеял желание относиться к людям как к очень хрупким существам, психика которых страдает от чего угодно, и назвал это теорией стеклянной ложки. Наших предков кушали тигры, а иногда и другие наши предки. Они регулярно видели смерть, жили в голоде, сталкивались с превосходящими силами природы. Биологически человек вполне способен преодолевать трудности и жить дальше.
Помогает ли позитивное мышление? Да, помогает. Но всем ли оно помогает и всем ли оно нужно? Нет. Люди все разные, и их психика устроена очень по-разному. Вот простое и очень интересное упражнение из курса нейролингвистического программирования (НЛП).
Возьмите бумагу и ручку и напишите три цели, в достижении которых вы преуспели, и три цели, которые вы провалили. Выпишите около каждой цели вашу мотивацию, состояние, о чем вы думали. Что было особенного в этой цели и на пути к ней. Теперь посмотрите, что общего между тремя успешными целями и что общего в трех провалах. И какие у вас получились ключевые различия между успехом и провалом? Вы удивитесь, у очень многих людей ключевым фактором достижения цели является негативная мотивация. Хотя бы на каком-то этапе.
Так не бывает, хотим примеров, скажете вы. Что же, пожалуйста. Наверняка вы от многих (а может быть, и от самих себя) слышали фразу: «Я понял, что не могу так больше жить, и…» — это абсолютно типичный пример сильной негативной мотивации на старте. Еще: «Мне было тяжело, но я подумал, что если откажусь и брошу, то это обесценит мое время, мои вложенные силы, и потом мне будет обидно. Поэтому я стиснул зубы и…» Эта негативная мотивация поддерживает процесс достижения цели.
Если вы, возможно, с удивлением, поняли, что для вас подобный негатив важен, что он вас мотивирует и ведет к успеху, используйте его. Не отказывайтесь. Если ваша стратегия приводит вас к успеху, то отрицать ее просто потому, что вам нравится новая идея из мотивационного поста, не стоит.
Кстати, о мотивационных постах и аффирмациях: «я лучше всех», «моя жизнь прекрасна», «мир меня любит» и проч. Нам не просто продают идею того, что это может помочь и поднять мотивацию. У 99% коучей, проводящих в России психологические тренинги, идет жесткая установка: «Это абсолютно необходимо делать всем. Посмотрите, это фундаментальный навык всех успешных людей. Просто начните это делать». Нам продают идею «хочешь быть классным и успешным — обязательно повторяй аффирмации».
К счастью, многие ленятся. Почему к счастью? Потому что есть современные исследования, в частности, британского психолога Джоан Вуд, которая пришла к довольно очевидному выводу: если у человека высокая самооценка, аффирмации ему немного помогают, но в целом не особо влияют. Да и повторять он их постоянно не будет, нет потребности.
А вот если самооценка низкая… Представьте, что объективно некрасивая девушка подходит к зеркалу и начинать повторять: «Я самая красивая». Она же не дура. Прекрасно понимает контраст между картинкой в зеркале и своим представлением о красоте. И каждое повторение просто усиливает ее боль и накапливает стресс.
Или представьте себе человека, который вынужден выживать, денег нет. Он работает, старается, но его усилия пока не приносят результата. И ожидаемый результат будет просто переходом на стадию «теперь, по крайней мере, мне не надо думать о еде и жилье». Полгода он повторяет мантру «я лучший, я успешный, я всего добиваюсь…» и наблюдает при этом нерадостную объективную реальность. Ему становится только хуже.
Можно сколько угодно раз повторять, что мысли материальны, но единственная материя у наших героев, проистекающая из этих мыслей, — слезы. Между тем реалистичный подход «я могу поработать над своей внешностью и быть в порядке» и «я работоспособен, у меня есть энергия и мотивация, моя жизнь зависит от меня и может стать лучше» был бы существенно позитивнее в обоих примерах.
«Ну так что, Евгений, вы считаете, что позитивная психология бесполезна? Ложь, обман, провокация?» — спросят мои оппоненты. Отнюдь. За что я люблю американцев вообще и их психологию в частности, так это за естественный отбор. То, что никому не помогает, разоблачается журналистами, коллегами-психологами и уходит на свалку истории.
Впрочем, позитивная психология как раз показала достаточно высокую эффективность. Просто она не для всех. Не в том смысле, что надо быть избранным, а в том, что люди действительно разные. Чем сильнее психотехнология, чем больший эффект она дает, тем меньшему числу людей она помогает.
Люди с ярко выраженной позитивной мотивацией получают огромный прилив работоспособности, освобождаясь от дедлайнов, думая о тех призах, что ждут их в будущем, представляя себя на пляже или в роскошной тачке. Многие считают аффирмации самым ценным изобретением психологии. Они позволяют им переживать несчастья и ярче воспринимать мир, быть добрее и приветливее.
А есть люди, которым надо поспорить на 5000 рублей, что они сядут за стол и будут работать не отвлекаясь. А коли отвлекутся — сожгут купюру. И это действительно дает им прилив адреналина и работоспособности.
Я очень люблю фразу «это ваша жизнь, вам выбирать, как ее жить». В данном случае напишу ее по-иному: это ваша жизнь, учитывайте свои особенности при выборе пути. Можно ли подобные особенности изменить или скорректировать? Да, фактически это просто адаптивная стратегия, которую вы выбрали для себя. При этом она лежит довольно глубоко, опираясь на самые фундаментальные убеждения о мире и о себе. Именно поэтому волевое усилие «буду жить в позитиве» зачастую приводит только к фрустрации.
Хорошая новость в том, что совершенно не нужно менять подобные особенности. Да-да, теперь у вас есть официальный ответ психолога — вы нормальный человек, именно это вам менять не надо. В жизни вовсе не обязательно быть все время на позитиве, и это вовсе не обязательное условие успеха. Если у вас есть способ достижения целей, если вы умеете быть счастливым, то именно способ жить можно оставить как есть. Главное — знать свой способ жить счастливо и следовать ему.