В 1957 году Тульская область за успехи по увеличению производства и сдачи государству продуктов сельского хозяйства была удостоена ордена Ленина.
Туляков учили на примере Рязани
Никита Сергеевич был из тех руководителей, которым не сидится на месте. Вот и поездка в Тулу получилась весьма насыщенной. Перед визитом к оружейникам Хрущев отправился в Рязанскую область, которая за высокие темпы производства продуктов животноводства и успешное выполнение плана заготовок и закупок сельхозпродуктов также была удостоена высшей правительственной награды — ордена Ленина. Вручал его лично Никита Сергеевич. Столь высокого поощрения область добилась за согласие сдать государству в 1959 году в полтора раза больше мяса, чем в 1958-м. Однако накануне визита генсека, 2 января 1959 года, в Рязань приехал посланец Хрущева и навязал решение Политбюро о том, что рязанцам «рекомендовано» принять обязательства сдать не полтора, а три годовых плана, и выступить с обращением на всю страну посредством газеты «Правда».
12 февраля 1959 года первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущев прибыл в Рязань. Во время визита он говорил об исторических решениях XXI съезда КПСС, грандиозных планах семилетки. Потом посоветовал колхозникам сдать всю скотину из личных хозяйств государству, чтобы мысли о приусадебном хозяйстве не мешали ударно работать на государство.
Трехкратное увеличение плана по мясу закончилось крахом и самоубийством первого секретаря Рязанского обкома партии А. Н. Ларионова.
Следующей за Рязанью на очереди была Тульская область. В канун приезда руководителей государства в Тулу на «совещание» по сельскому хозяйству были вызваны ответственные работники из Московской, Рязанской, Калужской, Орловской, Смоленской, Брянской, Курской, Владимирской областей. О чем пойдет речь, было известно заранее: надо поддержать почин рязанцев.
«Не увлекайтесь рекордными надоями!»
На Московском вокзале Никиту Хрущёва встречали хлебом-солью.
16 февраля 1959 года в 13.30 демократично, поездом «Москва — Батуми», в Тулу прибыл Никита Хрущев с сопровождающими лицами. На вокзале от имени туляков Никите Сергеевичу вручили хлеб-соль председатель колхоза «Новый мир» Белевского района, депутат ВС РСФСР Юрий Воинов, прославленная доярка колхоза им. Кирова Заокского района, депутат ВС СССР Зинаида Шумская и Герой Соцтруда, звеньевая свекловодческого звена колхоза «Победа» Богородицкого района Нина Панова.
Потом к товарищу Хрущеву подбежали жизнерадостные школьники из 11-й и 8-й средних школ Тулы. Второклассницы Вера Холина и Таня Красницкая преподнесли цветы.
— Большое спасибо, — улыбаясь, сказал детям Хрущев.
Затем к нему подошла делегация оружейников: директор завода Е. Н. Сабинин, слесарь-инструментальщик, кандидат в депутаты ВС РСФСР Шелешнев, начальник механического цеха Евсеев.
Они преподнесли Хрущеву подарок — бескурковое охотничье ружье центрального боя.
Остальные дары гостю также представляли собой настоящие произведения искусства. Рушник для хлеба-соли был вышит искусно. На краях подноса, сделанного оружейниками, выгравированы вензеля с надписями «хлеб соль». Солонка из орехового дерева, на ее золотом ободке с рисунками укреплена золотая микрогравюра размером 10 кв. мм. На ней изображен портрет Н. С. Хрущева и текст приветствия туляков. Это было творение потомственного оружейника Михаила Почукаева.
Затем Хрущев сел в открытую машину и в сопровождении первого секретаря обкома КПСС А. И. Хворостухина направился к центру города. Оба в дороге приветственно помахивали рукой толпам людей по обе стороны дороги.
На оружейном заводе гость зашел в цех литья, сборки швейных машинок, осмотрел образцы новой техники, а также организованную для него выставку промышленной продукции предприятий области, где были представлены мотороллеры, сепараторы, стиральные машины, газовые колонки, образцы спортивного и охотничьего ружей. Встретился со старейшим оружейником Ивановым и с пострадавшим от культа личности и сталинских репрессий инженером Анатолием Землевским — одним из первых комсомольцев Тулы.
Февраль 1959 года. Речь Никиты Сергеевича тульские оружейники слушали с огромным интересом и сопровождали бурными аплодисментами.
После чего вышел к народу. Площадь перед трибуной, где должен был выступать Хрущев, была полна народу. Надо сказать, что Никита Сергеевич на этом митинге на оружейном заводе проявил себя незаурядным оратором.
— Награждение вашей области — большое событие, — произнес он с трибуны. — Колхозники и работники сельского хозяйства хорошо потрудились, и вы, рабочие городов, наверняка это чувствуете. Чувствуете или нет?
– Чувствуем! — кричат из толпы.
— Получится нехорошо, если я буду говорить об успешной работе, а вы скажете, что молока не хватает.
– Молоко есть, — раздаются голоса.
— Это вы говорите для поддержки руководителей области или действительно молока достаточно?
– Молока достаточно, Никита Сергеевич. И других продуктов больше стало.
Н.С. Хрущёв с членами бригады В. Кузьмина, соревнующейся за звание бригады коммунистического труда.
— В Туле дела плохо шли после войны, как и везде, — продолжал Хрущев.
— Сейчас, после осуществления известных решений партии и правительства, по сельскому хозяйству дела пошли в гору.
Теперь у нас в городах имеется достаточно хлеба, есть молоко, картофель, овощи. А вот мяса еще производится недостаточно.
Потому и награду вашей области следует рассматривать так, что она получена не только за достигнутое, но и как аванс, который еще предстоит отработать. Мне здесь подсказывают, что Тульская область должна производить не меньше 8,5 центнеров мяса на 100 гектаров земли. Хотелось при этом напомнить, что у вас очень беспокойные соседи, я имею в виду колхозников и рабочих совхозов Рязанской области, которые хотят быть первыми. Будет решена и проблема обеспечения жильем. Конечно, это нельзя сделать за год. Вы понимаете, Москва не сразу строилась. Ее строили 800 лет. И за эти 800 лет было построено только 11 миллионов квадратных метров жилья. Теперь же мы за год беремся построить более двух с половиной миллионов квадратных метров жилой площади. Всё это делает Советская власть для блага народа.
После оружейного Хрущева повезли в передовой колхоз «Новая жизнь» Щекинского района. Здесь также высокого гостя встречали хлебом-солью, который преподнесли 69-летний конюх Иван Селезнев, звеньевая кукурузоводческого звена Валентина Козловская, доярка Мария Селезнева.
Внимание доярок обратили вот на что: «Не увлекайтесь рекордными надоями, используя большое количество концентратов. Следует шире использовать кукурузу, иметь больше коров».
Подковать новую блоху
Из Тулы Никита Сергеевич поехал в Сталиногорск, вручать химкомбинату орден Трудового Красного Знамени. В начале 1959 года Сталиногорский химкомбинат совершил настоящую техническую революцию — впервые в СССР получил аммиак из природного газа. Перевод на природный газ только одного аммиачного производства более чем в полтора раза снизил себестоимость аммиака. В короткий срок завод стал высокорентабельным. Государственными орденами и медалями были награждены 192 сотрудника предприятия.
На комбинате Хрущев, как водится, дал ценные советы по совершенствованию технологического процесса, увеличению выработки удобрений, получению различных смол с тем, чтобы широко использовать их вместе с древесными отходами для производства мебели и других предметов широкого потребления.
Никита Хрущёв на Сталиногорском химкомбинате, 18 февраля 1959
На следующий день на городской митинг в Туле на площади Челюскинцев собралось около 50 тысяч человек. Люди стояли везде, заполнив не только площадь, но и прилегающие улицы. Никита Сергеевич и здесь зажигал:
«Я вчера был у рабочих оружейного завода. Это замечательное предприятие, прекрасные там кадры. Вспомнился рассказ Лескова о туляках. Он писал о них с любовью. Возьмем, например, рассказ о том, как ваш замечательный земляк Левша блоху подковал (аплодисменты). Это, товарищи, звучит символически. В условиях нищей, отсталой России нашелся народный умелец и подковал блоху. А теперь мы с вами не то что блоху можем подковать. Мы поставили задачу догнать и перегнать самую развитую капиталистическую страну — Соединенные Штаты Америки. Мы уверены, что решим эту задачу и тем самым победим капитализм». (Бурные аплодисменты)
Говоря о клятых империалистах, припомнил оперу «Кармен»:
«Там, как вы помните, экспансивной цыганке приглянулся молодой офицер, но он имел невесту. Кармен ему поёт: „Меня не любишь, но люблю я и заставлю себя любить“. Но вы помните, что Кармен плохо кончила. Современный мир — это не опера. Это жизнь миллионов. Поэтому политикам надо быть благоразумнее и дальновиднее, чем эта экспансивная цыганка. Государственные деятели не могут так легкомысленно и неразумно поступать».
Очень емко он высказался и о договоренностях с Западом:
«Сторонники продолжения холодной войны нападают на сенатора Мэнсфилда, обвиняя его в том, что он делает уступку Советскому Союзу. Спрашивается: что он нам уступает? Нам ничего никто не уступает. Он просто трезво и здраво рассуждает. Канцлер Аденауэр и некоторые другие политики Запада ведут такой разговор: если мы сойдемся с русскими для переговоров, то надо потребовать уступку за уступку. Что за торгашеский подход к решению важных международных проблем? А что нам уступать? Мы говорим: предлагая подписать мирный договор, мы выступаем за мир. От мира ничего не отнимешь, потому что мир неделим. Если кусочек уступишь, то миру будет нанесен ущерб».
Коснулся Хрущев и подписания договора с Германией:
«В народе говорят: бедного обижают все кому не лень. Есть даже такая поговорка: бедную сироту щиплют, как горох при дороге, кто идет, тот и стручок сорвет. Именно так поступают империалисты со слабым соперником. Известно, что в ГДР расположены советские войска. И они стоят там не для того, чтобы в городки играть. Нас пытаются пугать, заявляя, … что они начнут стрелять. Но ведь всем понятно, что если кто-либо начнет стрелять, то это будет означать начало войны. Всем, кто пытается бряцать оружием, мы советуем: если вы нервничаете, то примите холодный душ, успокойте свои нервы».
Собираясь домой, Хрущев заехал в Рогожинский поселок на строительство нового жилого квартала, который возводился скоростным индустриальным методом. После чего направился на вокзал. Уже на ступеньках поезда трогательно попрощался:
— До свидания, дорогие товарищи туляки! Желаю вам подковать новую блоху — досрочно выполнить семилетку.
В те времена снабжение в Туле было лучше, чем в Рязани. Мясо в магазинах стоило 2 рубля. Но были очереди и его быстро раскупали. В заводских столовых можно было заказать комплексный обед за 60 коп. Но снабжение постоянно ухудшалось. А в 1964г. уже было невозможно купить молоко и в деревнях, т.к. коров в личных хозяйствах уже не осталось. Колхозники сами ходили за молоком на колхозные фермы. Централизованное руководство С/Х доходило до абсурда. По команде райкомов сеяли и сажали, косили и убирали. Райкомы решали что и где сажать. Сажали кукурузу на одних и тех же полях по два и более раз. кончилось развалом не только с/х но и всей страны.