Скандал в здравоохранении Белгородской области похож на события годичной давности в нашем регионе.
Манипуляции с медицинской статистикой ради хорошей отчетности и выполнения спущенных сверху показателей не только искажают картину реальных угроз, но и обессмысливают стратегию борьбы с теми или иными заболеваниями в масштабе государства, пишут “Ведомости” в редакционной статье.
Показательный случай произошел в Белгороде. В январе в области прошло закрытое совещание медиков с участием замминистра здравоохранения Татьяны Яковлевой. По его итогам местные СМИ сообщили об успехах областного здравоохранения, но, как выяснилось из попавшей в марте к журналистам аудиозаписи фрагмента заседания, в действительности как минимум часть успехов объясняется манипуляциями с медицинской статистикой (достоверность записи региональный департамент здравоохранения не опроверг). Так, областные медики отчитались о снижении смертности трудоспособного населения благодаря улучшению работы с больными онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями. На деле же, заявила Яковлева, общая статистика улучшилась из-за снижения смертности в ДТП. А часть тех, кто умер от рака и проблем с сердцем, включили в статистику смертности “по старости”. Липу замминистра увидела и в отчете по смертности младенцев: на бумаге она снижается, но реальные цифры прячут за показателем мертворождаемости, который растет. Количество коек и стационаров в районах сокращается “от балды”. Вы что, думаете, что идиоты в Минздраве сидят? И самое главное, вы кого обманываете? Себя и свое население”, – заявила Яковлева. Но похоже, что белгородская история – только фрагмент большой “нарисованной” картины.
Аналогичный сюжет имел место в Тульской области в марте прошлого года, накануне отставки тогдашнего министра здравоохранения Ольги Анавесян.
Мы тогда процитировали заместителя министра, которая выступила на совещании с главными врачами Тульской области, проводившемся в Тульской областной больнице: “Рассказывая о состоянии смертности от болезней кровообращения в Тульской области, Татьяна Яковлева отметила: “Судя по отчетам из области, у вас здесь маленькая Швейцария, но по смертности от этих болезней вы занимаете 16-е место в ЦФО”. И продолжила: “Ваша статистика – полное вранье. Создается впечатление, что вы думаете, что в Минздраве работают полные дебилы!”
Верным и особо важным помощником министра по фальсификации данных была заместитель главного врача областной больницы по общим вопросам Татьяна Александровна Гомова.
На еженедельные совещания в областную больницу к г-же Гомовой вызывались заместители главных врачей по поликлинике со всех медучреждений области. С собой они привозили медицинские карты пациентов и истории болезней. Только после их анализа Татьяной Гомовой якобы давались указания, к каким видам заболеваний надо относить диагнозы пациентов для снижения негативных показателей, в том числе и от болезней системы кровообращения и других заболеваний.
Изменились ли подходы к формированию медицинской статистики с приходом нового министра здравоохранения, мы, возможно, тоже когда-нибудь узнаем.